Выпуск 16 |
Диалектика – не Факт нашей жизни.
Факт.
Более ста пятидесяти лет тому назад разразилась
«пандемия диалектизма» - многие учёные мужи вздумали взять за образец научности
выдумку Гегеля – диалектику, диалектический метод умствования на голом месте,
то есть без лабораторной базы, без опытов, скучных исследований с контрольными
проверками на практике. Одною «мозговой атакой» они посчитали возможным установление «Наиболее Общих Законов Природы и
Общества». Это было – как головокружение: пока серые лабораторные мыши копаются в «мелочах», ставя опыт за опытом по
пустякам, мы, вооружённые новым методом, откроем человечеству…
Далее можно было подставлять что – угодно. (В частности – можно было
сочинить «новые» рецепты всеобщего счастья и социальной справедливости).
Под разными соусами в сознание людей вдалбливалась
диалектика, диалектический «подход», «законы» диалектики. Атака велась крупными
силами и «по всему фронту». А в Стране Победившего Социализма диалектический
материализм вообще был провозглашён Главной Теоретической Базой новой религии –
«научного коммунизма». Сегодня даже трудно представить
себе масштабы этого шабаша ведьм. На каждом углу, в каждой
газете, журнале, книге, в сотнях тысяч диссертаций, в миллионах томов
монографий, учебников словарей, энциклопедий партия власти и её верный Агитпроп
убеждали, заклинали, умоляли, требовали поверить, что в каждой вещи, в каждом
явлении, процессе сидят в тесном единстве и яростно борются друг с другом
минимум две противоположности, что количество обязательно перейдёт в качество,
а на каждое отрицание найдётся (обязательно!) отрицание отрицания.
Уговоры подкреплялись силовыми приёмами – несогласных
попросту уничтожали.
Несмотря на всё это диалектика так и не стала Фактом
нашей жизни.
Дело в том, что согласно ПЕРЕВОДА
в основании каждой теории, каждого нового теоретического утверждения, хотя бы
гипотетического, очень предварительного и по началу не обязательного, должен
быть положен ФАКТ, пример, случай. Диалектика же висела в пустоте, без единого
примера, случая, Факта. За её спиной было только нагромождение непереводимых
словес. Но всё это должно было подкрепить, упрочить позиции коммунистической
идеи и советской власти, претензии комм-идеи
на «высшее» место среди идей, на «полное и окончательное» торжество социализма\коммунизма – на века, на тысячелетия. Однако, никто не мог взять в толк, чем же всё-таки единство служит
борьбе противоположностей, каковы эти самые «противоположности», что такое
«качество», сколько нужно взять «количества», чтобы оно превратилось в «новое
качество», и зачем нужно отрицать отрицание.
Хуже того, простодушный доверчивый совок после
двух-трёх тщетных попыток проникнуть в дебри «новой мудрости» почувствовал, что
в этих словах нет ничего, кроме общеизвестного призыва Веры: «Верьте мне,
люди!». Для начала большевики вообще истребили Всех
Других. – Тогда совок быстро приспособился к новым правилам выживания (вместо
Заповедей и Заветов), стал усердно поддакивать («Одобрямс!»),
и прекратил попытки вникнуть в Отсутствующий смысл, из которого, вожди и
Агитпроп каким-то образом извлекли в 17-ом году один понятный известный призыв:
- «Грабь!». – Когда же всё наработанное веками было разграблено – «течение
истории прекратилось». Начался отток доверчивости и простодушия. К августу-91 ГКЧП-исты оказались в пустыне. Не помогла диалектика.
Примечательно, что февраль и октябрь 1917 года
сопровождался громовыми речами действительно громогласных ораторов Керенского,
Урицкого, Троцкого, Володарского, Спиридоновой… А в
августе 1991 года обошлось вообще безо всякого словесного треска (Ну, какой из
Ельцина оратор?!).
Да, диалектика и не могла помочь. Ведь её, как
самостоятельно существующего фактора никогда не было в реалиях. В
диалектический материализм поверили (притворились) те, кто решил безбедно
прожить – коли уж так сложилось – даже под властью
Советов. Плохо ли, хорошо ли, но им действительно удалось прошмыгнуть через
этот «период» - 1917-1991 гг. – при минимальных потерях. А ведь только из 390
тысяч священнослужителей православной церкви были истреблены 360 тысяч…
В ПЕРЕВОДЕ нет места «законам» общественного развития.
Ибо человек (а именно из человеков состоит Общество)
– носитель свободной воли, он в любой момент – даже вопреки здравому смыслу и
собственной безопасности – готов нарушить и нарушает все и всякие подобные
законы.
Диалектика лопнула по факту истории. Не она первая, не
она последняя. Мало ли бесследно таяло химерических «идей». Но оставались
какие-то «веяния». От диалектики остались только вороха грязной бумаги, да
«корочки» доцентов и докторов общественных наук. В жизнь народов, хотя бы в
виде «чаяний», диалектика так и не вошла. Не стала Фактом нашей жизни.