Выпуск 25 |
Фантазия
Я. Шестой
на протяжении всей книги «Перевод» отдаёт должное трудам писателей-фантастов,
считает научно-фантастическую литературу одним из непременных компонентов
Прогресса Нашего Рода на Земле от уровня Цивилизации-Дочери к уровню Цивилизации-Матери.
Многие писатели этого жанра включены в Предшественники ПЕРЕВОДА (том Второй, часть Первая), и – в Прямых Предшественников, чьи
размышления, идеи-находки и формулировки прямо вошли в ПЕРЕВОД (Азимов и Карсак – Космические Течения, Саймак
и Хайнлайн – изложение межзвёздного Рейса в
максимальном приближении к ПЕРЕВОДУ, Джек Лондон – необходимость микробиологического
противоэпидемического вооружения человека, и другие).
В
настоящее время НФ-литература – единственно актуальный, оправданный во всех
аспектах вид художественной литературы. Ведь так сложилось, что худлитература
давно переродилась в полуразвлекательную, едва щекочущую нервы,
полуутешительную литературу по имени ЧТИВО. Да, конечно,
публика требует, чтобы ей «сделали красиво», «сделали приятно», завлекательно.
Однако, это не должно означать полного вытеснения
действительно актуального для человечества Смысла. Проблема «Машка изменила
Сашке» имеет значение в микромасштабе кухонной
сплетни. А у нас сегодня все худ-писаки сидят только на этой «проблеме», более
или менее удачно сочетаемой с детективами и откровенной порнухой.
«Воспитательное»
и поучающее значение этой «литературы» не нулю равно, а – перешло в область
отрицательных значений… То, что Мефистофель ещё в Х1У
веке вдалбливал поразительно глупенькой Маргарите – «Мой совет – до обрученья
не целуй его» - сегодня тиражируется лже-писаками в
миллиардах (да, да!!) экземплярах, и – никакого эффекта. Попрежнему
«Маргариты» уступают домогательствам «фаустов», а
потом не знают, как избавиться от ребёнка. Оказывается (!!) дети
рождаются именно от ЭТОГО. – Это ж надо ж…
На этом
пути дискредитации художественной литературы есть уже и примеры глубочайшего
морального падения современного писателя – так нобелевский лауреат Герман Хассе
всерьёз обвиняет Маринеско в том, что он атаковал «Густава Густлова» (военный
транспортный корабль), не затребовав сначала полного списка 7000 пассажиров с
указанием пола и возраста… Когда о своих «подвигах» рассказывает
фашист в отставке командир подлодки U-57 – на
экран-канале ТиВи Discavery -это с трудом, но можно понять: живой свидетель… Если бы Хассе обладал сотой долей процента порядочности,
он должен был бы объяснить трагедию Лузитании-1915, начать с Вердена и Ипра, с
Освенцима и тысяч «сожжённых деревень» вместе с жителями, с душегубок
Краснодара…
Но на
самом деле появление душещипательной книги Хассе следствие не бессовестности
или отсутствия порядочности, но – глупость. Они – так называемые «сурьёзные писатели» (в отличие, - как они сами считают, - от Агаты Кристи и Марининой) –
соревнуются! Стараются переплюнуть друг друга в «гуманности» (или – в «гуманоидности»?), и призывают «всесторонне» подходить к
вопросу об атаке фашистского корабля советской подводной лодкой. (Актриса Редгрейв опекает бандита Завгаева, есть польское Общество поддержки национально-освободи-тельной борьбы чеченского народа… Чего
ж они не поддерживают ЭТА и ИРА? – Тоже
ведь террористы. И тоже нуждаются в посильной защите
дрянных псевдогуманоидов).
Определимся:
фантазия
– способ создания объектов и субъектов, ситуаций и явлений, ещё не
встречавшихся в Таком Виде в нашей обыденности, производственных процессах
и военных действиях. Радикальное отличие фантазии от мистического
мифотворчества – возможность логической проверки предлагаемого для фантазирования
объекта, постановка мысленного эксперимента, показывающего высокую вероятность
реального появления такого объекта. Никакой «трансцендентальности»! Каждое
включение может быть объяснено в доступных для понимания научных терминах,
имеет прообразом нечто реальное в момент его зарождения или предположения о
возможности зарождения, и никоим образом не выступающее против фундаментальных
законов.
Жюль Верн
«нафантазировал» свыше 210 изобретений. Более 190 из них получили реализацию.
От маломощных батареек Вольта – к супермощным
батареям Немо Жюль Верн перешагнул, потому что
правильно оценил поступательный и наступательный ход изобретательства: то, что в принципе соответствует законам
математики, химии и физики, но не известно сегодня, завтра будет нами создано!
Он первым указал на принципиальную возможность астрогеофизического
строительства – перемещение полюсов, изменение скорости вращения планеты под
силу человеку. И пусть Мастон ошибся в миллион раз, стёр
рукавом шесть нулей, но принципы – неизменны. Жюль
Верн использовал и «качественный» термин – «тайна» – что поделать? – законы
жанра. Как привлечь молодых людей к знаниям, в мир науки и техники? – Перевод
сильно проигрывает научной фантастике уже тем, что не пытается «завлечь» на
«свою сторону» тех, кто не стремится к актуальному познанию. «Таинственный
остров» (1875) написан для того, чтобы ещё раз в развёрнутом художественном полотне
представить всю бессодержательность этого термина: - Никакой Тайны! Всё – объяснимо,
только не сразу.