Выпуск 29 |
Первые
документально зафиксированные попытки борьбы с ложью были предприняты Соломоном
(пытался развенчать сладкую ложь, Экклезиаст), Конфуцием (провозгласил
приоритет объективного знания), Сократом (первая – правда, бесплатная школа антилжи) и Роджером Бэконом. Эстафету Антилжи продолжили энтузиасты-добровольцы из поэтов (Эзоп),
стоиков (Эпиктет), циников (Антисфен, Диоген), из
авторов «шутовских» романов. Увы! Один только ярлык шутовства лишал эти
романы идейной силы. Бравые солдаты Швейк и Чонкин
проигрывали свои битвы с ложью, потому что в них видели в первую очередь –
носителей анекдотов, и – в «лучшем» случае - политические памфлеты. Похихикают
и – забудут. (Сегодня в Интернете – гениальном изобретении ХХ
века – засилье анекдотов, скабрезностей и откровенной пошлости: люди отучены
принимать что-либо всерьёз. Сравните рейтинги посещаемости рассылок по
категориям – вот истинная картина состояния «стройплощадок» разума нашего
общества).
Поэтому-то до
сих пор ложь помогает политикам провоцировать войны, вплоть до гражданских,
отнимать последний кусок хлеба у вдов и сирот, проворачивать самые гнусные «операции» по обездоливанию
простонародья. (Сведение счётов политиканов друг с другом –
слабое утешение для обездоленных. От того, что Наполеона сослали на св.
Елену не воскрес ни один гренадёр – ни в снегах морозной России, ни на
раскалённых песках Пирамид. Лермонтов-Зейдлиц).
Но, пожалуй, самое печальное в повести о лжи, это то, что Я.
Шестой не видит способа избавиться от неё. Она отнюдь не «заканчивается». Наоборот,
с ростом СМИ и всеобщим образованием она становится поистине всенародным
достоянием, растёт, укрепляется в сознании (вплоть до «подсознания») и –
общедоступным Утешением («святая ложь», «ложь во спасение» и прочие
самообманы). Действительно, без лжи сейчас было бы
трудно прожить даже час. (Впрочем, такое положение было всегда – в древности
лгали ни на йоту не меньше, чем сегодня, только это не афишировалось и не
тиражировалось – не было СМИ). Что ещё может нас хотя бы частично отвлечь от реальности
– скучной, нудной, серой и бездарной? Ложь, хотя бы в виде пьянства, делает
почти каждого из нас и молодым, и здоровым, и богатым, и счастливым…
Сочетаясь с нашей конструкционной слабостью, немощью, ложь
(обман) иногда просто парализует человека, лишает его остатков способности
что-то путное сообразить, сделать. Мы
становимся абсолютно беззащитными. В сочетании с Внутренней Угрозой второго
вида – преувеличенным самомнением – ложь заставляет нас пускаться в неоправданно
рискованные предприятия. А в сочетании с Опасностями третьего вида – техногенностью – ложь прямо толкает нас на Саморазрушение.
Лишь один правитель – Рейган – предпринял усилия по предотвращению глобального
терроризма, когда фанатик, возмечтавший о господстве над миром, попытается
захватить (и – захватит!) ядерную боеголовку для тотального шантажа. Все
остальные паханы-правители как прежде заняты
сведением нулевых счетов друг с другом. За счёт несчастных безвольных и
безмозглых пасомых… Да,
конечно, мы ухитрялись уничтожать народы даже тогда, когда самым «сильным»
вооружением были палка, камень, дубина,
сабля. И всё-таки тогдашние геноцидные операции, проводимые «потрясателями вселенной» от Рамзеса
П до Тамерлана и Тохтамыша,
выглядят мелким хулиганством по сравнению с теми возможностями, которые
появились у паханов-подонков с изобретением пороха,
газовых камер (Освенцим-Майданек, 1942-1945), атомного и ядерного оружия
(Хиросима-Нагасаки, 1945). «Большая Берта» без большого «успеха» расстреливала
Париж в 1915 году. Герингова «Люфтваффе» уничтожила
Роттердам за полчаса (1939), англо-американская авиация уничтожила Дрезден,
Мюнхен и другие миллионные города в считанные часы (1944-45). Безумец, сумевший
захватить ядерные боезапасы хотя бы одной базы, может за несколько минут опустошить
всю Землю. Мы энергично выселяем себя с нашей
очаровательной планетки.
Только Я.
Шестой в своём ПЕРЕВОДЕ (и – через ПЕРЕВОД) предлагает конструктивное – деловое
– мероприятие по борьбе с ложью: школу-лечебницу для тех, кто легко верит лжи,
не может её распознать самостоятельно. Это – система лекций, семинаров, методов
индивидуальной работы с очниками и заочниками. В зависимости от рейтинга
«вступительных» экзаменов разрабатываются фактически индивидуальные учебные план-программы, «домашние» задания, реферирование и рецензирование фрагментов нашей писаной
истории, художественных произведений для изучения и анализа на базе Постулатов
ПЕРЕВОДА.
Пример:
Укажите, в чём лживость такого образца «народной мудрости», как известная
поговорка – «курочка по зёрнышку клюёт и – сыта бывает».