Выпуск 30 |
Первая серьёзная работа по раскрытию господства Глупости над
большинством человечества была выполнена в начале ХУ1
века по РХ Эразмом из Роттердама. (Не случайно Гитлер начал войну с того, что
стёр Роттердам с лица земли – он искренне глубоко ненавидел Истину). За
последующие четыре века после Эразма никто не попытался хотя бы разъяснить роль и значение Глупости в
жизни человека, в Истории (Европейский Путь!). Перевод определяет «глупость»
как недостаток «умности», как пониженную способность человека к расчёту
ближних и дальних последствий своих (и чужих) слов, мыслей, поступков.
Собственно глупости, как таковой нет.
Глупостью мы по существу называем недостаток умности. Хотя последний термин
ещё не привился (предложен редактором Первого тома
ПЕРЕВОДА - инженером С. Панковым, 1978), но для единообразия Я. Шестой предпочитал
пользоваться им. Суть в том, что мы много тысячелетий боялись сказать правду в
этом вопросе, боялись признаться, что умность среди нас – редкое исключение.
Считалось, что, называя человека глупым, мы, якобы, его унижаем, оскорбляем и
тому подобное. Перевод указал лично мне,
что «недостаток умности» не есть нечто порочащее человека, но всего лишь –
констатация размеров параметра умности в этом человеке. Нет ничего зазорного в
том, что человек не может прыгнуть в длину на 10 метров, а в высоту – на три
метра. Большинство из нас имеет личные рекорды прыжка в длину – порядка
полутора метров, в высоту – около шестидесяти сантиметров. Мы правильно
говорим, что это – нетренированность, слабость мышц,
недостаточная подвижность и гибкость членов. Никто не обижается, даже –
подшучивают над своей неловкостью. Но как только работники ЕТН приближаются к
вопросам оценки умственных способностей, вообще
- психофизических, сразу «ревнители морали» и прав человека поднимают
оглушительный визг: не сметь касаться святая святых! Между тем правильная
оценка и этих способностей (измерили же мы становую силу и объём лёгких) позволила
бы достоверно, доказательно и объективно значимо получить ответы на многие
вопросы и нашей Истории и нашего поведения в быту, на производстве… Практика
свирепствования Глупости - среди нас – в Истории (крупномасштабные проявления
глупости) и Повседневье (глупость «местного» значения).
Только всеобщей неспособностью просчитать последствия выступления
в поход под знамёнами очередного «потрясателя вселенной»
можно «объяснить» возникновение и масштабность вооружённых конфликтов. Сюда же
входят бытовые ссоры, конфликты, споры. «Не надо спорить, - говорил Лейбниц. –
Вот вам перо и бумага, давайте подсчитаем». – Нет! Как чёрт от ладана бежим мы от расчётов. Мы согласны на
любые лишения, на любой урон, лишь бы
не считать. Лишь бы не напрягаться. Любой намёк на необходимость
обратиться к нашим мыслительным способностям мы воспринимаем, как наглый и бесцеремонный выпад, как
вторжение в нашу Самостоятельность (которой
у нас никогда взаправду не было). Надо было видеть, КАК встретили первый
доклад по Методу количественных оценок поэтических произведений
профессиональные горе-оценщики «качественного»
направления (Десятая Всесоюзная конференция стиховедов,
Институт мировой литературы, 1979). Правда, уже второй (1980) и третий (1981)
доклады на эту тему были встречены академичнее – они догадались, что никто
всерьёз не будет заниматься расчётами там, где есть уверенное решение очередного
Пленума ЦК…
Госпожа Глупость царит над нами практически беспредельно.