Выпуск 54 |
- Давайте
договоримся.
Лейбниц
Как видно, комментарий Азимова произволен, не имеет отношения к тексту
Библии, всего лишь отражает его личное
желание – чтобы «всё сущее имело бы начало». Для последовательного эволюциониста
это понятно и простительно – иначе, откуда бы взяться самой Эволюции? – Но ни
наука, ни логика к этим комментариям не имеют никакого отношения. Увы, в
данном случае его авторитет работает против него, как ученого. В Азимове
бушует Парадигма Эволюционизма. Его эволюционистские симпатии будут пронизывать
весь последующий текст книги «В начале».
Далее у Азимова идет наивная фраза, призванная подкрепить тезис о том, что «у всего сущего было начало»: - «Почему бы и нет? Вполне естественно – все известные нам объекты имели свое начало». – А с чего бы это – «да»?! - Что может быть «естественного» в насквозь искусственном мире? Как отличить «вполне естественного» от простого «естественного», если ни у того ни у другого понятия нет количественных определителей-параметров? Иными словами: насколько «вполне естественное» естественнее «естественного»? - Нет, это не «легковесность», как пишет Гаков, но - легкомыслие. Словечко «вполне» сие подчеркивает. К тому же, строго говоря, ни один из известных нам объектов не имел никогда пресловутого «начала».
Хотя бы потому, что слову
«начало» Азимов не дает своего определения,
а существующие «определения» бесконечно далеки от однозначности. Поэтому
«поясняющая» фраза: - « И вы и я когда-то родились, а
до этого не существовали» - ложная. Эта фраза – не более,
чем произвольное игриво-бытовое высказывание. Что показывает извиняющаяся
оговорка Азимова: - «... по крайней мере (??- что это
за крайняя мера) в том виде, как
сейчас».
Вот, те, бабушка. и Юрьев день!
По этому поводу Я. Шестой замечает:
Разве биохимик, преподаватель
(педагог!) не знает, что «в том виде, как
сейчас» мы существуем только Сейчас? Сей час. И – ни мгновением больше! «Я вчера» и «я
сегодня» – очень разные картинки. «Начало» становится (с этой оговоркой Азимова) вообще перманентным,
никогда не начинающимся и никогда не кончающимся. Приехали. Вот к чему
приводит безопредёленность, себедозволенность
применять термины «приблизительно», на «глазок» и кое-как. (Даже
в бытовом, «кухонном» приближении мы уже
были – задолго до, так сказать, официального рождения. Но и слияние половых клеток – отнюдь не «начало»).
А ведь достаточно было бы
дать ну хотя бы какое-то количественное определение слову «начало». Рабочее
определение, определение на данную книгу. Чтобы можно было хоть на что-то опереться
в обсуждении предмета беседы.
Определения слову «начало»
не дается ни в словарях, справочниках. Даже юридических и медицинских. Хотя
там это слово употребляется очень и очень часто. Следовательно, и там его употребление
«приблизительное», то есть каждый их собеседников, участников судоговорения
или составления медицинского заключения, может подразумевать под этим словом
всё, что ему придёт в голову в данный
момент. А всё потому, что не дается определение слову и понятию “начало”. То,
что такого определения нет и в Библии, еще можно как-то понять: Моисею не до
определений было на Синае. Но Азимов - настоящий
работник науки, и писать книгу, не дав определения опорных слов, - грубый
просчёт.
В требовании быть однозначным, определённым, грубо говоря, не виляющим
хвостом по «принципу «куда ветер подует», как это было во ВСЕХ предыдущих
учениях, - принципиальная разница между Учением о ПЕРЕВОДЕ и всеми другими
идеологическими – религиозными, политическими, «философскими» схемами. Предыдущие
схемы пробавлялись тем, что в самом своем «начале» не давали определений. А затем переворачивали смысл своих терминов
– по конъюнктуре. Уличить их в недобросовестности, в ненаучности
(в шарлатанстве) становилось все труднее и труднее – люди с удовольствием пользовались словами, не имевшими
однозначности: - Это ТАК удобно!