Выпуск 56 |
- Давши слово – держись.
Азимов себя считает
ученым, атеистом дарвинова направления
мыслей, и в научной среде его считают своим – атеистом-материалистом.
Более того, ученым-атеистом его считают многие миллионы читателей. И
вдруг – такое легкомыслие, такая вопиющая терминологическая
безответственность. Ученый – человек науки - есть лицо ответственное.
Оказывается, Азимов в Комментариях ничуть не научнее рядового верующего. Азимов полагает, будто давать определение «тому, что есть самособоюразумеющееся» – зряшный труд. Отсюда нелепая уверенность, будто все (!-?) знают, что такое «начало». Увы! под этим термином для каждого скрывается Свое, только ему известное и «понятное».
Определение должно быть таковым, чтобы по его содержанию можно было
однозначно узнать-в-лицо Описываемый определением
Объект. Определением является паспорт Объекта с Особыми Приметами. Такими
приметами могут быть только и лишь только количественные параметры Объекта.
В Словаре Ожегова даются пять значений слова «начало». 1. Начало – первый момент или
первые моменты какого-нибудь действия, явления. - Для меня особую
юмористическую ценность имеет множественность «первого»…
2. Начало – исходный пункт, точка (по-видимому – отсчета).
Для меня это – синонимы, ничего не прибавляющие в онаучивание
(объективизацию) первого (выше) определения.
3. Начало – первоисточник, сущность, основная причина.
Сущностью Ожегов полагает: - внутреннюю основу, содержание, смысл, суть
чего-нибудь. Начало – содержание. Это – рекорд.
4. Начало – основные положения, принципы.
Исключительно вослед за Эвклидом и Ньютоном соглашаюсь...
5. Начало – это способы, методы
(метод – способ по латыни) осуществления чего-нибудь.
Даже как-то неловко становится: «осуществить» сопрягается не столько с
началом процесса, сколько с его завершением...
С
определениями работали математики, физики, химики, другие работники точных наук
(впрочем «точных наук» не бывает: или «точность» – есть научное, или –
неточность, то есть не научное... Отсюда сложившаяся и торжествующая
шарлатанская Парадигма Взаимонепонимания: - возможность иметь набор «своих» определений,
по которым ну никак невозможно «портретно» распознать «кто есть кто».
Вышеприведенные определения представляет ученик академика В. В. Виноградова,
сотрудник авторской группы профессора Д. Н. Ушакова. В России
нет более профессионально подготовленных и авторитетных специалистов-филологов
по «толковым словарям»).
Однако,
как видно, даже по этим сверхученым «определениям»
невозможно определить, чем отличается «начало» ото всех прочих объектов
исследования, включая «конец» (см. Значение № 5). Конечно, в контексте
смысл слова может варьироваться в довольно широких «границах». Только не в
научных работах. Или претендующих на научность. В
такой ситуации с определениями подлинный работник науки просто обязан дать
хотя бы временное свое - «рабочее
определение» – каждому ключевому слову своего исследования (в данном случае –
для комментария Азимова). Пусть потом это рабочее определение будет многажды
уточняться, совершенствоваться – шлифоваться. Но для внесения хотя бы
«первичной» доли ясности в вопрос «а что же мы исследуем-то?», надо начинать
именно с этого. С определений начинали свои работы Эвклид и Ньютон, другие
подлинные работники науки.
(Забавная
фраза при картинке Бога с измерителем-циркулем: - «Прежде чем приступить к творению, бог (маленькая буква
«б» принадлежит Азимову) тщательно ВСЁ взвесил и измерил». А ведь Ничегошеньки ещё не было...
Отдельно (и это правильно) обсуждается концепция начала вообще. (Оставим пока в стороне факт не-определения
«начала» Азимовым, и будем считать закулисным, не сформулированным явно,
рабочим определением следующую «кухонную латынь»: началом называется первое движение души (мысли, замысла)
или тела в некотором Новом Процессе. Здесь, всё в той же кухонной
латыни, определим Новый как «до того не
имевший бывания», а Процесс – как «намечаемая
мысленно и реализуемая мысленно или физически последовательность деяний, приводящая
(в замысле!) к Чему-Нибудь.