Выпуск 58 |
Доказательство – царь науки.
Факт
В таком же аспекте Азимов формулирует
требования к доказательству: - «Доказательство считается приемлемым, если оно
наблюдаемо и измеримо, причем в такой мере, что субъективное мнение
исследователя сведено к минимуму».
Проф. Я.Шестой утверждает то же самое с
незначительными терминологическими поправками: - «Доказательство должно быть
объективируемым – в количественных параметрах, воспроизводимо и измеряемо в
логическом или физическом эксперименте». – Вообще по Переводу: если
каким-либо словосочетанием доказательство хотят избавить от измеряемости,
то есть вывести из-под контроля факта или логики, вывести из-под проверяемости, - значит, оно не является доказательством.
По
Переводу – если в Библии нет соответствующего текста, то никакие позднейшие
толкования «сопутствующих» текстов не имеют силы, но являются самоценными
только для их изобретателя, автора. (Иное дело – когда автор Толкования
получает фактическую эффективную власть: тогда многие
пляшут под его дудку, однако к доказательности это уже не имеет никакого отношения).
Находка Азимова: - «... доказательство
должно быть принудительным, то есть настолько доказательным, что
принуждало бы сомневающихся к согласию, вопреки их
симпатиям и антипатиям, вкусам и прочей субъективной материи...».
В связи с «учением» о
принудительной силе доказательства Азимов высказывает конструктивные мысли о
фактическом бессилии Откровения, Интуиции, Прозрения и самой Авторитетности: -
«... ни один из этих путей к истине не «принуждает» (её «принять» от одного
исследователя к другому). Внутреннюю убежденность (мягкое слово для обобщения
откровений, интуиций и прочего) трудно
(если бы! – на самом деле – невозможно), передать другому
просто вскрикнув: - Но я же уверен в этом!» Сомнения собеседника вряд ли
развеются».
К нашему стыду, большинство пасомых легко попадается в сети СильноВерующих,
фанатиков. Пусть ненадолго, но флорентинцы поверили Савонароле и уничтожили
много культурных, исторических, материальных ценностей. Еще с большим треском и
скандалом провалилась вера в
Приход Коммунизма. Ради нее под вопли Троцкого, Урицкого, других фанатиков были
загублены миллионы ни в чем не повинных, и Россия снова оказалась в стане нищих
и убогих... – О! исступленная убежденность не рассеивает сомнения, но переводит
стадо на совсем иные – аномальные тропинки.
В нормальном не психопатологическом
состоянии убеждения Х ни в коем
случае и ни в малейшей степени не передаются У, который
конечно же, потребует доказательств.
Сильная фраза: - «Каким бы ни
был авторитет Библии, никогда его не признавало большинство. И даже среди
признававших бытовало множество самых различных и исступленных толкований».
Поэтому, резюмирует Азимов, «... очень часто приходилось прибегать к насилию»
(чтобы физически принудить У признать правоту
толкований Х). – Если не обращать внимания на «большинство» (к Истине не
имеющего никакого отношения), то в сущности он прав.
Впрочем, Азимов тут же констатирует – в науке дело обстоит не лучше. Один
Лысенко чего стоит. (по Я.
Шестому: Лысенко – неудачный пример: он не имеет никакого
отношения к науке).
Итак, «... Библия утверждает, будто земля
и небо когда-то имели начало, авторитетно и абсолютно, но не обладает
принудительной (в смысле Азимова) силой», то есть доказательностью. С другой
стороны «... научное утверждение, будто небо и земля имели начало, обладает ею
(доказательностью), но ... – не авторитетно и не абсолютно» (стр. 36). Азимову
кажется, будто он показал, что за внешним сходством слов («было
начало» в обоих случаях) кроется «глубочайшее расхождение позиций» Библии и Науки.
Это – мираж. Ибо эволюционные теории без
определений столь же авторитарны и бездоказательны, сколь библейские
утверждения.
Но напомню, что Библия имеет право на
декларативность, «бездоказательность»: она нигде не касается технологии
факта, но только сообщает его. В то
время как наука претендует на проникновение в технологию появления факта. То
есть Наука претендует на выявление и показ причинно-следственной
цепочки, на конце которой – Факт. Следовательно, Наука в отличие от Библии
обязана дать Портрет Факта. Такое описание, по которому его можно было бы
узнать (идентифицировать) среди прочих. Если в каком-то случае Наука не
предоставляет такого Портрета, значит – это не наука, а гадание на кофейной
гуще.
Верно: - «Наука стоит на том, что в любой
момент времени допускает возникновение новых, более убедительных (= точных,
доказательных) доводов, (допускает)
выявление скрытых ошибок и ложных допущений... То, что вчера было
«твердым» выводом, вдруг поворачивается и превращается в еще более глубокое и
более точное умозаключение».