Выпуск 59 |
Сотворение – чего?
Вот
мнение Азимова о сотворении: - «первое деяние бога, зафиксированное в Библии, -
это сотворение Вселенной».
Но это
– прямая ложь, возведение напраслины на Библию.
По Я. Шестому Библию надо читать внимательно и точно. Тем
более – цитировать. В Библии совершенно определенно, протокольно сказано, что
первым деянием Бога было сотворение «неба и земли». Между словосочетанием «небо-и-земля»
и термином «Вселенная» Библия нигде не ставит знак равенства. (В Библии вообще
нет термина «вселенная» в нашем, современном смысле).
Если
под термином «вселенная» Азимов имеет в виду (но –увы!
– не формулирует... Чтобы не быть ответственным за свои слова) Солнце, Луну,
звезды, то их сотворение вообще отнесено на Четвертый
День Творения. Если же под термином «вселенная» Азимов хотел бы понимать
«окружающий» Бога космос – тьму, в которой Он плавал («и тьма над бездною...», Быт 1: 2), то о сотворении тьмы
и бездны в Библии не сказано ни словечка. Далее: - «но поскольку бог вечен...»
– это не более, чем комплиментарное
украшение текстов последующих книг, то «... Этому (первому) акту (деянию)
предшествовал бесконечно длинный период времени». Абсолютно верно! – Поскольку
любому и каждому акту, деянию, процессу, Факту действительно предшествует бесконечно
длинный «период» времени. Ибо у времени нет начала.
На
известный «коварный» (как кажется атеистам) вопрос о занятиях бога до
сотворения неба и земли отвечают, как правило, - едко, раздраженно, сердито
(вспомните Юпитера!): - так святой Августин отвечал: - Создавал ад для тех, кто
задает подобные вопросы;
а Лютер: - В ивняке нарезал
лозы, чтобы сечь за такой вопрос.
Эти ответы свидетельствуют о находчивости
их авторов, они романтичны и эмоциональны. Но по содержанию – пустышки. Поскольку
ни в малейшей степени не снимают вопроса.
Айзек Азимов в
свою очередь (опираясь, правда, на предшественников-теологов) предлагает такие
ответы:
-
создавал бесконечную цепочку иерархии ангелов (если Ангелы – помощники
Бога, а вокруг ничего нет, то – в
чем они Ему помогают?);
-
создавал бесчисленное «число» чисто «ангельских»
Вселенных (если ангелы бесплотны, на
кой ляд им сдались свои «собственные» вселенные?);
-
вовсе ничего
не делал (наиболее честный и вероятный род занятий. Но
уж больно он убогий...);
-
беседовал со своим беспредельным «Я» (о чем же? Ведь – ни одного «вопроса»,
ни одной проблемы, ни одного объекта, факта. Ну, никакой
зацепки...).
ПЕРЕВОД
дает однозначно мысленно проверяемый и воспроизводимый ответ: - До сотворения «неба-и-земли»
(что бы они ни означали!) Бог, как Капитан Корабля СверхДальнего
Плавания, находился на этом корабле и нес вахту. Ждал, когда по «приказу» (слову – см. Иоанна 1:1) – по
приборам, установленным еще на Планете-Метрополии – наступит Факт по имени «небо-и-земля».
Далее
Азимов пересказывает современную фантазию на тему Большой Взрыв («big bong»), который никакого отношения в «концепции начала»
не имеет: ВВ есть конец существования
Атома-Отца, но не есть рассказ о его появлении, начале...
Но как бы ни образовался Атом-Отец
(«сгущение энергии и материи») взорваться он не мог – к нему должна быть
приложена превосходящая его энергия. Где ж ее взять, коль скоро ВСЯ материя и ВСЯ энергия вселенной уже сосредоточены в
Атоме-отце? – Даже банальная рядовая Черная Дыра (ЧД) ничего из себя отпустить не может. Прелестен вывод: - «Библия и наука (равно) бессильны сказать что-либо определенное о
том, что происходило до Начала». Это неверно. Поскольку Азимов не определил, хотя бы в
рабочем варианте, что есть «начало», о каком начале говорится в Первом стихе
Библии (- О начале Чего идет речь?), весь Комментарий 4-5 трактует неведомо о чем и для чего. - Впрочем, ведомо - это научно-популяризаторские материалы по
Эволюции, к Библии никакого отношения не имеющие.
(Я подробно останавливаюсь на анализе Я. Шестым книги А. Азимова, так как это – конкретный пример работы Я.
Шестого с источниками. Хотя понимаю, что такие подробности могут быть
утомительными… Потерпите. П. С.)